Вентиль и задвижка: чем отличаются

  • Выполнение срочных заказов
  • Серийное производство деталей
  • Программирование станков
  • Проектирование и моделирование

Некоторые виды запорной арматуры схожи внешне и по назначению, что усложняет выбор подходящей детали для трубопровода. Разобраться, чем отличаются вентиль и задвижка можно путём рассмотрения особенностей их конструкций.

Запорная арматура в широком ассортименте представлена у нас на сайте.

Конструкция и особенность вентиля

Чтобы правильно выбрать трубопроводный вентиль, нужно знать, как он устроен. Конструкция включает следующие узлы:

  • шпиндель;
  • штурвал;
  • корпус;
  • седло;
  • сальник;
  • крышку;
  • золотниковый затвор.

Управляется арматура с помощью штурвала (или приводным электродвигателем). При его прокрутке начинает двигаться шпиндель, передавая силу воздействия на золотниковый затвор. Таким образом, происходит перекрытие седла, находящегося внутри корпуса. 

Различают следующие виды вентилей:

  • шаровой;
  • клапанный.
устройство задвижки вентиля фото

Первый вариант может только перекрывать/открывать поток, второй способен дополнительно выполнять регулировку для ограничения прохода воды/газа в трубе.

По способу подключения патрубков к трубе арматура бывает:

  • фланцевая;
  • штуцерная;
  • муфтовая.

Классификация по способу изготовления и материалу:

  • методом литья (чугун, алюминиевые, латунные сплавы);
  • штамповано-сварные (сталь).

Поток среды в запорной арматуре перекрывается в два оборота на 90 градусов против направления движения, что создаёт высокое гидравлическое сопротивление. По этой причине применение вентилей ограничивается короткими трубопроводами, системами агрегатов.

Особенности рассматриваемого вида арматуры:

  • минимальный износ уплотнений;
  • короткий ход шпинделя при закрытии затвора;
  • надёжная герметичность.

Справка! Проходной диаметр вентилей ограничен. На трубопроводах диаметром более 150 мм их не применяют.

К нюансам использования арматуры относится наличие застойных зон, где могут скапливаться загрязнения.

Конструкция и особенности задвижки

Данный вид арматуры применяют для закрытия хода среды в трубе, его восстановления. Сфера применения схожая с оппонентом – магистрали, короткие ветки трубопроводов хозяйственного назначения.

типы вентилей и задвижек картинка

Устройство включает:

  • корпус;
  • седло;
  • клиновидный затвор;
  • крышку;
  • сальник;
  • шпиндель;
  • штурвал.

Просвет внутри трубы перекрывается клином, который движется перпендикулярно потоку рабочей среды. Корпус имеет цилиндрическую форму. Вода/газ проходят через него прямо. Благодаря такой конструкции существенно снижается гидравлическое сопротивление. При этом расширяется область применения: диаметр трубопроводов может достигать от 15 мм до 2 м. Большое сечение используется преимущественно в магистральных коммуникациях, где ценятся низкие энергетические потери при подаче газов или жидкостей на большие расстояния.   

Справка! Виды задвижек и вентилей по способу подсоединения к трубопроводу одинаковые (муфтовые, фланцевые, под приварку).

Из нюансов задвижек выделяются:

  • быстрый износ уплотнителей в процессе эксплуатации;
  • выдвижной шпиндель требует запаса свободного пространства над трубой;
  • опасность заклинивания из-за загрязнения или при низких температурах;
  • интервал времени, требуемый для закрытия/открытия штурвала.

По типу затвора задвижки классифицируются по категориям:

  • клиновидные – сёдла по отношению друг к другу располагаются под углом;
  • параллельные – диски затвора, сёдла расположены параллельно;
  • шиберные – конструкция с единственным запирающимся диском;
  • шланговые – перекрытие потока осуществляется путём передавливания затвором гибкого шланга.

Классификация по способу изготовления и материалу запорная арматура делится на две группы:

  • литые (чугун, алюминиевые, стальные сплавы);
  • штамповано-сварные (сталь).

Отличие задвижки и вентиля

Оба вида запорной арматуры применяются для перекрытия/открытия потока среды. Однако вентили способны при этом регулировать его интенсивность. Нет разницы и в способе управления. Оба варианта работают в ручном режиме или с применением приводных механизмов. Отсутствуют изменения в видах подсоединений к трубам.

чем отличается задвижка от вентиля схема

Чем отличается задвижка от вентиля

КритерииВентиль  Задвижка
Гидравлическое сопротивление    высокое  низкое
Строение корпуса  сложная конструкцияпростая конструкция
Направление движения запора    параллельно среде  перпендикулярно среде
Наличие застойных зон  естьнет
Сложность обеспечения герметичности  легкосложно
Места установки  на прямых трубах и угловых соединениях (угол 90°)  только на прямых участках трубопровода  
Нужно ли учитывать ход среды при монтаже    да (метка на корпусе должна соответствовать направлению хода среды)    нет
Строительная длина  превышает показатель оппонента в 1,5 раза    малая

Типы вентилей и задвижек различные. Расхождения объясняются формой запоров и принципом их функционирования.

Чем отличается кран от других видов арматуры

Разобраться, чем отличается кран от вентиля и задвижки можно, рассмотрев особенности их конструкций. 

Устройство задвижки, вентиля и крана во многом схожи. Между тем имеются принципиальные отличия, которые наблюдаются в функциональности, принципе работы.

В качестве затвора крана используется шар или конус в виде пробки. Благодаря особенному устройству есть возможность осуществлять регулировку потока, как и в случае с вентилем. Но преимущество последнего заключается в плавной настройке и способности частичного перекрытия среды. Кран такими функциями не обладает. Задвижки действуют только на открытие/перекрытие.

Справка! Для установки на трубы большого диаметра подходят задвижки. У оппонентов параметры сечения трубопровода ограниченные.

Краны оснащаются рукояткой, а не маховиками. Частые перетягивания затвора провоцируют быстрый износ уплотнителей у запорной арматуры любого вида, но срок эксплуатации шарового крана выше. По части ремонтопригодности он проигрывает, так как после выхода из строя подлежит замене.

Если резюмировать, чем отличается задвижка от вентиля простыми словами – конструкцией запорного элемента, направлением его движения. Это главное отличие, вносимое корректировки в область применения арматуры, порядок её эксплуатации.

Клапан запорный под приварку вы можете приобрести у нас.

Есть вопросы?

Заполните форму обратной связи, наш специалист свяжется с Вами